Февраль 2014
Лоцманы – кто они?
«…Еще обещаю и клянусь, что вверяемые моему попечению суда буду охранять и защищать до последнего моего издыхания от всяких опасностей и всемерно предупреждать всякий вред и убытки, могущие произойти от засорения водяных путей или от корыстных и торговых расчетов, или от нерадения моего и во всех делах служения моего иметь в уме не свои личные выгоды, но честь Российского флага, пользу морской службы…»
Из лоцманской Присяги, 1890 г.
Несмотря на развитие технических средств судовождения, лоцманы по сей день остаются незаменимыми помощниками капитанов. Особую роль лоцманы сыграли в период проведения военных действий при выполнении специальных задач. Сегодня мы расскажем о мужественной работе лоцманов по проводке подводных лодок в период Великой Отечественной войны и прежде всего об иностранных гражданах, которые из патриотических побуждений оказывали помощь СССР в борьбе с фашизмом. Их героическая помощь Северному флоту была направлена на достижение одной цели – освобождение Норвегии от немецких захватчиков.
Северный флот к началу войны не был достаточно сильным. Несмотря на это, флот с первых дней войны стал проводить систематическую авиационную и корабельную разведку в водах противника, установил дозоры на подходах к портам и базам, выставил несколько оборонительных минных заграждений у своего побережья. На позициях у норвежского побережья начали действия советские подводные лодки. Лоцманы и гидрографы обеспечивали безопасное плавание подводных лодок, транспортов и кораблей, в том числе союзных транспортов.
Начиная с сентября 1940 года, в результате оккупации Норвегии германскими войсками на территорию СССР бежало несколько групп из числа граждан Норвегии. Часть из них с личного согласия каждого была привлечена к работе в качестве лоцманов. Им выдавалась специальная лоцманская форма, они проходили дополнительную подготовку, становились членами команды на подводных лодках и кораблях Северного флота.
Тактика задействования лоцманов из числа иностранцев на подводных лодках и других советских боевых кораблях была продиктована несколькими обстоятельствами. Береговая черта, глубины норвежских фьордов, а также особенности подводных течений не были достоверно исследованы до войны советскими специалистами. Только местные жители с морской выучкой могли незаметно и безаварийно провести такой корабль как подводная лодка через узкости к берегу. Лоцман, находясь на борту советской подводной лодки, через перископ или в ночное время при плавании в надводном положении с боевой рубки осуществлял маневрирование кораблём. Он отвечал за благополучную доставку на берег партизан и их оборудования. Именно лоцман решал, возможна ли высадка на берег.
С учетом спланированных забросок на территорию врага разведгрупп с советских подводных лодок ошибки в маневрировании и нарушение скрытности исключались. За каждым таким выходом стояли жизни подводников, разведчиков. Все действия разведгрупп были взаимосвязаны по времени и месту, в том числе с привлечением других наших сил на берегу. В дальнейшем, с учетом опыта, на картах отражались такие особенности, и боевые походы вдоль Норвегии могли производиться без лоцманов из числа иностранцев. Некоторые лоцманы-норвежцы высаживались также с подводных лодок на берег в составе разведгрупп.
Судьба лоцманов складывалась по-разному. Например, Харальд Утне, уроженец г. Киберг. Родился 23 марта 1911 года. Прибыл в Советский Союз в сентябре 1940 года, 15 ноября того же года вернулся в Вардё и Киберг для выполнения разведывательного задания. Вернувшись на территорию Мурманской области, с декабря 1941 года использовался в качестве лоцмана на советских подлодках. 2 октября 1942 года был высажен в районе Нольнесет у п. Берлевог. 27 августа 1943 года был пленен немцами и направлен в лагерь заключенных в г. Крёкебэрслетта. 27 декабря бежал, но в январе 1944 года вновь был пленен около Вардё. 1 октября 1944 года Харальд Утне казнен в районе Скаффер- хюллет рядом с Киркенесом. Его брат Турляйф Андреас Утне после подготовки с декабря 1941 года неоднократно привлекался в качестве лоцмана на подводных лодках. 27 октября 1944 года был десантирован с парашютом в районе г. Комагвар совместно с норвежскими и русскими партизанами.
Трагически закончилась судьба другого героя – Ore Бернхардта Хальвари. Он родился 21 февраля 1895 года в г. Киберге. Бежал в Советский Союз 15 сентября 1940 года и с декабря 1941 года участвовал в 10 походах П JI вдоль побережья провинции Финнмарк. Он наиболее часто задействовался командованием Северного флота для проводки подводных лодок. Благодаря его опыту лоцмана удалось избежать столкновений с противником и навигационных аварий. При высадке одной из разведгрупп 20 октября 1943 года Хальвари был захвачен в плен и 1 июня 1944 года казнен фашистами в Киркенесе.
Известны имена других лоцманов, которые, к счастью, застали окончание войны. Так, Альфред Халвари, уроженец г. Киберг, с декабря 1941 по 1945 год привлекался лоцманом, и это является своего рода рекордом по времени пребывания на советских ПЛ в условиях войны. После войны он продолжительное время работал председателем общины города Вардё.
Также известны имена норвежцев-коммунистов или сочувствующих, которые бежали на территорию СССР от фашистов. Франс Оскар Юопари, 1901 года рождения, который с декабря 1941 по октябрь 1943 год активно участвовал в проводках ПЛ. Для выполнения разведзадания с подводной лодки был высажен в район Киннароддена, где пробыл с октября 1943 года по апрель 1944 года. С февраля 1945 года проживал в Киркенесе.
Эрлинг Миккелсен, 1937 года рождения, уроженец г. Ко- магвар. Работал в качестве лоцмана на советской ПЛ в декабре 1941 года. Участвовал в высадке разведгруппы на остров Арней.
Сигвард Эйвинд Эриксен, 1908 года рождения, находился в составе экипажа ПЛ у берегов Норвегии в январе-феврале 1942 года.
Одд Гуннар Хальвари, 1917 года рождения, успешно работал в качестве радиотелеграфиста и лоцмана малых торпедных катеров. В1944 году участвовал в рейдах торпедных катеров в район Ботсфьорда 22 февраля, в район Урднес 26 марта и в район реки Гренсе-Яксбэлье 5 апреля.
В каждой из боевых операций работа лоцмана способствовала успешному выполнению задач мореплавания, а также спецопераций по высадке разведгрупп, доставке грузов и вооружения. Порой только благодаря опыту лоцманов удавалось избежать серьёзньх аварий при маневрировании на мелководье.
Так, 5 февраля 1942 года экипаж Щ-401 (командир – капитан-лейтенант Моисеев А.Е.) отлично справился с задачей по высадке разведывательной группы на побережье противника. Не имея возможности определить место высадки из- за плохой видимости, лоцман ориентировался по глубинам, используя для их измерения эхолот. Раз в 20 минут определялись глубины под килем и по характеру их изменения уточнялось место лодки. Таким образом удалось довести корабль до Перс-фьорда, войти в него и высадить разведчиков точно в назначенном месте. В этом же походе лодку в подводном положении у мыса Харбакен 19 февраля в 09.43 после уклонения от противолодочных сил противника вынесло на берег. Подводникам повезло в том, что грунт в этом месте был мягкий, поэтому удара при высадке на мель не последовало, и Щ-401 серьезных повреждений не получила. Лодка всплыла в надводное положение, отошла задним ходом от берега и погрузилась вновь. В этом боевом походе лоцман успешно решил задачи скрытого маневрирования в тяжелых метеоусловиях и совместно с экипажем предотвратил аварию.
Именно знание лоцманами наличия мягкого грунта, а также небольших глубин в местах высадок разведгрупп или десанта широко использовалось в период войны. 14 февраля 1942 года Щ-403 (командир – капитан-лейтенант Коваленко С.И.) в 17.14 вошла в Камей-фьорд, в 20.51 подошла в район высадки разведчиков на расстоянии 1-2 кабельтов от берега. Маневрируя вблизи берега, подводная лодка в 21.15 коснулась грунта, частично продув балласт, находилась у берега до 22.45, провела высадку разведчиков, после чего ушла в море.
Вместе с этим имелись и неудачные разведоперации по высадке разведгрупп. 20 февраля 1942 года Щ-404(командир – капитан-лейтенант Иванов В.А.) в районе Тромсё попыталась высадить разведчиков на о. Арне. В 19.30 при сильном накате, находясь на расстоянии не более 100 метров от берега и имея запас глубины под килем всего 10 метров, начали высадку разведывательной группы. Затратив 8 часов на выполнение задание, два раза ударившись о каменистый грунт, подводная лодка отошла от берега, так и не высадив разведчиков. Действия экипажа, в том числе и лоцмана, были сосредоточены на обеспечении безопасности разведчиков и сохранении технической части ПЛ.
Прошли годы, десятилетия. К сожалению, события прошедшей войны мы вспоминаем только по праздникам, связанным с величайшей Победой, а она достигалась ежедневным изнурительным трудом и подвигами. И не важно было тогда, в сороковые, кто шел в разведку, кому вести корабль или нести боевую вахту, цель была одна – разгромить врага. Нашим долгом остается помнить и гордиться мужеством советских воинов и простых рыбаков из соседней Норвегии. Они сделали всё для Победы, порой принося в жертву себя. Память сильнее времени.
И.В. БОРОДУЛИН.
«Наш северный город», январь 2014 г.