СХЕМА РЕЖИМА ДНЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ ШКОЛУ В ПЕРВУЮ СМЕНУ

Режимные моменты 7-8 лет 9-10 лет 11-12 лет

13-14 лет

1 Пробуждение и подъем 7.00 7.00 7.00 7.00
2 Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры (обливание, душ), умывание, одевание, уборка постели 7.00-7.30 7.00-7.30 7.00-7.30 7.00-7.30
3 7.30-7.50 7.30-7.50 7.30-7.50 7.30-7.50
4 Дорога в школу (прогулка) 7.50-8.20 7.50-8.20 7.50-8.20 7.50-8.20
5 Учебные занятия в школе, завтрак на большой перемене, внеклассные занятия, общественная работа 8.20-12.30 8.20-13.30 8.20-14.00 8.20-14.00
6 Дорога из школы (прогулка) 12.30-13.00 13.00-14.00 14.00-14.30 14.00-14.30
7 Обед……….. 13.00-13.30 14.00-14.30 14.30-15.00 14.30-15.00
8 Послеобеденный отдых, сон (для детей 7 лет) 13.30-14.30
9 Пребывание на воздухе, прогулка, подвижные игры и развлечения (лыжи, коньки, санки, лапта и т. д.) 14.30-16.00 14-30-17.00 15.00-17.00 15.00-17.00
10 Приготовление уроков 16.00-17.30 17.00-19-30 17.00-19.30 17.00-20.00
11 Пребывание на воздухе 17.30-19.00
12 Ужин и свободные занятия (рисование, конструирование, вышивание, чтение литературы), помощь семье 19.00-20.00 19.30-20.30 19.30-21.00 20.00-21.30
13 Приготовление ко сну, приведение в порядок одежды, обуви, проветривание комнаты 20.00-20.30 20.30-21.00 21.00-21.30 21.30-22.00
14 Сон 20.30-7.00 21.00-7.00 21.30-7.00 22.00-7.00

Большую роль в правильном росте и развитии детского организма играет питание, достаточно калорийное, полноценное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов. Некоторое время должно быть отведено и для свободно избранной деятельности детей, сообразно их индивидуальным интересам и способностям — чтение художественной литературы, рисование, музыка и др. В течение дня для этого младшим школьникам надо 1 — 1,5 часа, а старшим — 1,5—2,5 часа.

Умственная работа, а также большая подвижная деятельность детей сопровождаются значительным расходом энергии, которая должна своевременно пополняться за счет питания, чтобы обеспечить хорошую работоспособность организма. Важное значение для усвоения пищевых веществ имеет аппетит.
Регулярный прием полноценной пищи при соблюдении всех гигиенических правил является залогом здоровья.
Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастика с последующими водными процедурами и оканчиваться вечерним туалетом и отходом ко сну. Утреннюю гимнастику не случайно называют зарядкой, она снимает сонливость и «заряжает» организм бодростью на весь день.
Гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, положительно воздействуют на нервную систему.
По окончании гимнастических упражнений проводятся водные процедуры. Начинать их можно только после беседы со школьным врачом о состоянии здоровья школьника. Наиболее слабой водной процедурой являются обтирания, поэтому с них и нужно начинать проведение водных процедур. Постепенно, если организм хорошо справляется, можно переходить к более сильной водной процедуре — обливанию (см. статью С. И. Ковалевой «О закаливании и воспитании гигиенических навыков»).
В результате длительного бодрствования в течение всего дня происходит утомление клеток коры головного мозга и, чтобы они могли снова хорошо работать, им необходим отдых — сон.
Потребность в сне зависит от возраста. Как уже говорилось, чем младше школьник, тем его нервная система менее вынослива к внешним раздражителям, скорее наступает тормозной процесс и больше потребность в сне.
Продолжительность сна для школьников 8—9 лет должна быть не меньше 10,5 —11 часов, 10 — 11 лет — 10 часов, 12 — 15 лет — 9 часов и для учащихся более старшего возраста — 8—8,5 часов. Продолжительность сна в течение суток необходимо индивидуализировать и в зависимости от состояния здоровья ребенка. Дети ослабленные, быстро утомляющиеся, перенесшие какое-либо заболевание, нуждаются в увеличении часов сна. Им рекомендуется дополнительный дневной сон в течение часа.
Учащиеся как первой, так и второй смены должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20 часов 30 минут — 21 час, а старшие — в 22 часа, самое позднее — в 22 часа 30 минут.
Полноценным сном является сон не только определенной продолжительности, но и достаточной глубины. Полноценность сна обеспечивается его правильной организацией.
Время перед сном школьник должен проводить в спокойных играх я занятиях. Шумные игры, споры, рассказы, вызывающие сильные эмоциональные переживания, мешают быстрому засыпанию и нарушают глубину сна. Глубокому сну препятствуют все внешние раздражители: громкие разговоры, яркий свет, музыка и др., поэтому они должны быть (по возможности) исключены. Школьник должен спать в отдельной кровати, соответствующей размерам его тела, что дает возможность поддерживать мускулатуру в расслабленном состоянии в течение всего сна, т. е. лучше обеспечивает отдых всего организма. Перед сном следует проветрить помещение; хорошо, если температура воздуха в комнате будет не выше 16—18°.
Еще лучше приучить ребенка спать при открытой форточке, при этом кровать должна стоять па расстоянии не ближе 2 метров от окна, чтобы холодная струя воздуха не попадала на спящего.
Выполнение этих условий обеспечивает полноценный отдых организма и полное восстановление сил учащегося к предстоящему трудовому дню.
Для составления правильного режима дня каждого школьника можно руководствоваться примерными схемами режима дня. Эти схемы следует брать за основу в каждом конкретном случае, допуская известные вариации в зависимости от имеющихся условий, например, времени начала работы родителей, занятий ребенка и т. д. Время завтрака в школе и полдника дома, не указанное в схеме, см. в статье Т. Н. Хаустовой «Правильное питание — залог здоровья школьника».
Ввиду того что экзамены представляют собой значительную умственную нагрузку, в целях сокращения этой нагрузки отменены экзамены во многих классах и значительно сокращено их количество в выпускных классах. В период подготовки учащихся к экзаменам необходимо усилить внимание к режиму дня. Всякие нарушения его в этот период, когда работоспособность организма после напряженного учебного года уже снижена, приводят к резкому ее падению, что отрицательно сказывается па эффективности занятий. В этот ответственный для школьника период необходимо строго чередовать умственную работу с отдыхом, особенно четко соблюдать правильный режим.