Филин Михаил Иванович
Филин Михаил Иванович родился 15 апреля 1922 года в деревне Новка ныне Чучковского района Рязанской области в семье рабочего. Окончил 7 классов, работал слесарем на паровозостроительном заводе.
В Красную Армию призван в августе 1941 года и направлен на учебу в Свердловское военное пехотное училище. С весны 1942 года воевал на Карельском фронте командиром стрелкового взвода 1226-го стрелкового полка (368-я стрелковая дивизия 7-я армия).
В Петсамо-Киркенесской наступательной операции (7 октября – 1 ноября 1944 года) лейтенант Филин проявил себя инициативным, волевым офицером. После выхода основных сил к реке Петсамойоки (Печенга) и заливу в ночь на 15 октября 1944 года командование приказало ему форсировать реку и залив, захватить плацдарм на западном берегу и обеспечить переправу всех подразделений полка. Под покровом ночи взвод Филина достиг противоположного берега залива и вступил в бой с фашистским подразделением, пытавшимся сбросить советских воинов в залив. Но взвод сумел не только укрепиться на ответственном плацдарме, но контратаками отбросить неприятеля. К рассвету через залив переправились все подразделения 325-го стрелкового полка. После трехчасового боя части 14-й стрелковой дивизии утром 15 октября 1944 года ворвались на окраины посёлка Петсамо (ныне посёлок городского типа Печенга Мурманской области), полностью очистив его от фашистов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм лейтенанту Филину Михаилу Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5530).
В 1946 года лейтенант Филин М.И. был уволен в запас. С 1947 года он проходил службу во Внутренних войсках МВД СССР на должностях: командир взвода, командир дивизиона, начальник штаба отдельного дивизиона конвойной охраны, командир войсковой части. С 1962 года подполковник Филин М.И. – в запасе. Жил и работал в городе Коломне мастером на заводе тяжелого станкостроения, а с 1964 года – старшим инспектором военно-учётного стола. Скончался 11 февраля 1970 года. Похоронен на Старом городском кладбище в городе Коломне.
Награждён также: орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.
В городе Коломне установлен бюст Героя, в селе Дудкино Чучковского района – мемориальная доска.
Фисанович Израиль Ильич
Фисанович Израиль Ильич родился 23 ноября 1914 года в бедной еврейской семье в городе Елизаветграде (Кировоград, Украина). Закончил фабpично-заводское yчилище в городе Харькове , работал на Хаpьковском тpактоpном заводе.
В 1932 году поступил в Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. В 1936-м ,по окончании училища, служил на подводных лодках Северного Флота. В 1938 годy – назначен командиpом подлодки М-84 Северного Флота. В 1941 году – назначен командиpом подлодки М-172.
Командир подлодки “М-172” бригады подлодoк Северного флота капитан-лейтенант Фисанович в августе-сентябре 1941 года, действуя на коммуникациях противника в Баренцевом море, потопил 3 вражеских транспорта.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Фисановичу Израилю Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (медаль № 658).
В июле 1943 года капитана 3-го ранга И.И. Фисановича назначили командиром дивизиона подводных лодок. Весной 1944 года капитана 2-го ранга И.И. Фисановича командиpовали в Великобританию, где англичане должны были пеpедать Советскомy Союзy в счет репараций с Италией четыpе английские подводные лодки типа «В».
26 июля 1944 подлодка В-1, котоpой командовал Фисанович , вышла из британского порта Леруик и взяла курс на город Полярный. 27 июля 1944 года подлодка не вышла на связь. Место и точные обстоятельства ее гибели неизвестны (по одной из версий она была по ошибке потоплена британскими бомбардировщиками).
Награжден также: двумя орденами Красного знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом США «Морской Крест».
В городе Киеве есть памятник подлодке М-172 и ее командиру. В городах Полярном и Кировограде есть улица имени Фисановича. В городе Харькове на доме № 23 по улице Рымарской, где жил герой-подводник, установлена мемориальная доска.
Фомченков Константин Федорович
Фомченков Константин Федорович родился в 1918 году в деревне Дуровщине Хорошевского сельсовета Рославльского района. Окончил среднюю школу в Рославле в 1934 году, школу ФЗУ в городе Москве. Работал слесарем на заводе, занимался в аэроклубе.
В Красной Армии с 1937 года. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков имени В.П. Чкалова. Служил в ВВС Московского и Архангельского военных округов. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов, награждён медалью «За отвагу».
На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года, начало которой старший лейтенант Фомченков К.Ф. встретил командиром звена в 152-м истребительном авиационном полку (1-я смешанная авиационная дивизия ВВС 14-й армии). В июле 1941 года переведён в 145-й истребительный авиационный полк (с апреля 1942 года – 19-й гвардейский истребительный авиационный полк). Участник Мурманской оборонительной операции и обороны Заполярья.
Отличился в воздушном бою 15 июня 1942 года на подступах к городу Мурманску. Шестёрка советских истребителей вела бой против тридцати фашистских самолетов. Был сорван вражеский налёт на Мурманск. Командир звена Константин Фомченков сбил в этом бою один самолёт лично и два – совместно с гвардии капитаном И.В. Бочковым.
18 июня 1942 года звено Фомченкова вылетело на перехват самолётов противника. Западнее города Мурманска они встретили четвёрку вражеских истребителей. В завязавшемся бою Фомченков с дистанции 100—150 метров атаковал и сбил одного «мессера». Остальные гитлеровские стервятники скрылись в западном направлении.
Заместитель командира эскадрильи 19-го гвардейского истребительного авиационного полка (258-я смешанная авиационная дивизия, 7-я воздушная армия, Карельский фронт) гвардии капитан Константин Фомченков к апрелю 1943 года совершил 320 боевых вылетов, в 37 воздушных боях лично сбил 8 и в группе 26 самолётов противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Фомченкову Константину Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Командир эскадрильи гвардии майор Фомченков К.Ф. погиб 24 февраля 1944 года в воздушном бою на Кестеньгском направлении (Карелия) в районе Тикшаозеро, за несколько мгновений до гибели сбив немецкий истребитель. К моменту гибели выполнил 351 боевой вылет, в 28 воздушных боях сбил 9 самолетов врага лично и 26 – в группе.
Награждён также: орденом Красного Знамени, орденом Александра Невского (посмертно), орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды , медалью «За отвагу».
Именем Героя названы улица в городе Москве, большой морозильный рыболовный траулер объединения «Мурманрыбпром» Министерства рыбного хозяйства СССР.
Францев Евгений Иванович
Францев Евгений Иванович родился 8 марта 1922 года на разъезде Золотковский Гусь-Хрустального района Владимирской области в семье рабочего-железнодорожника. Жил на станции Чернушка Пермского края, где окончил среднюю школу.
В Военно-Морском флоте с октября 1940 года. В 1943 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище имени И.В. Сталина.
На фронте Великой Отечественной войны с июля 1943 года, направлен в 9-й гвардейский минно-торпедный полк ВВС Северного флота.
Лётчик-торпедоносец 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка ВВС Северного флота Е.И.Францев к июлю 1944 года совершил 26 боевых вылетов. По докладам и наградным документам потопил лично 2 вражеские подводные лодки, транспорт, танкер, мотобот, и в группе – 2 транспорта (фактически потопление двух подводных лодок не подтверждается, заявленным как потопленные танкеру и транспорту были нанесены повреждения).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года гвардии старшему лейтенанту Францеву Евгению Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
15 сентября 1944 года Францев Евгений Иванович погиб в боевом вылете после торпедирования вражеского транспорта в районе Порсангер-фьорда.
Награждён также двумя орденами Красного Знамени.
Приказом Главнокомандующего ВМФ СССР от 22.05.1964 года Францев Евгений Иванович навечно зачислен в списки воинской части. В городе Чернушка Пермского края рядом со станцией установлен памятник, именем Францева названа улица, установлена мемориальная доска.
Бюст Е.И. Францева установлен на Аллее героев-авиаторов в посёлке Сафоново.
Фролов Андрей Дмитриевич
Фролов Андрей Дмитриевич родился 24 августа 1917 года в деревне Ик Викуловского района Тюменской области в крестьянской семье. Работал трактористом в машинно-тракторной станции.
Призван в Красную армию на действительную срочную службу в 1938 году. Окончил полковую школу младших командиров.
Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с 1941 года. Воевал в 7-й отдельной армии, на Карельском и 2-м Белорусском фронтах. Дважды ранен, контужен.
Особо отличился на Карельском фронте, в Заполярье, во время Петсамо-Киркенесской операции.
7 октября 1944 года с подразделением в 40 человек в числе первых форсировал реку Титовка и прорвался вглубь вражеской обороны, разгромил батальон противника. Во главе роты первым под огнем противника форсировал реку Петсамо-Йоки, атаковал противника и захватил плацдарм на ее западном берегу, чем обеспечил переправу своего батальона. С боем прорвался на развилку дорог Луостари – Петсамо – Норвегия, отбил 2 контратаки противника и удержал занимаемую позицию до подхода основных сил.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за мужество и героизм, проявленные в Петсамо-Киркенесской операции, Фролову Андрею Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
С 1945 года старший лейтенант А.Д.Фролов –в запасе. Жил в городе Исилькуль Омской области. Работал шофером в Исилькульском комбинате стройматериалов, больше 20 лет трудился в СПТУ-28. Награжден знаком «Отличник профтехобразования СССР». Вел большую общественную работу, много лет возглавлял районный Совет ветеранов.
Был лишен звания Героя Советского Союза 25 ноября 1948 года; восстановлен в этом звании 31 августа 1976 года. Скончался 7 мая 1984 года.
В селе Чебаклей, расположенном на территории Викуловского сельского поселения, именем А.Д.Фролова названа улица. На доме в городе Исилькуле, где жил А.Д.Фролов (улица Первомайская, 79), установлена мемориальная доска.
Харчиков Михаил Борисович
Харчиков Михаил Борисович родился 21 ноября 1903 года в деревне Енино Покровского района Орловской области в крестьянской семье. Окончил 7 классов, административно-хозяйственную школу, одногодичную партшколу. Работал на Омском овчинно-шубном заводе, был секретарем партийной организации совхоза.
В Красной Армии с 1925-27 гг. и с октября 1941 года, — призван Большереченским райвоенкоматом Омской области. На фронте в Великую Отечественную войну с ноября 1941 года. В 1943 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава. Воевал на Волховском фронте, вначале политработником, затем строевым офицером в стрелковых подразделениях на Карельском фронте. После освобождения Карелии вместе со своей дивизией переброшен в Заполярье.
Рота капитана Харчикова М. Б. проявила мужество и умение в Петсамо – Киркенесской наступательной операции 7-8 октября 1944 года после разгрома основного узла вражеской обороны на горе Большой Кариквайвиш наши войска вышли к реке Титовка. Нельзя было допустить закрепления отходившего противника на левом берегу этой реки. Капитану Харчикову командованием было поручено: на плечах неприятеля форсировать Титовку и создать плацдарм на её левом берегу. Бесстрашный офицер со своими отважными бойцами блестяще выполнил это ответственное задание.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Харчикову Михаилу Борисовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После Победы капитан Харчиков М. Б. был уволен в запас. Вернулся на родину — в Сибирь, работал директором совхоза «Красноярский» Большереченского района Омской области, а затем — директором маслозавода. В 1957 году переехал в город Омск. С 1963 года — персональный пенсионер союзного значения. Скончался 11 марта 1977 года. Похоронен в Омске на Северном кладбище.
Награждён также: орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.
Хлобыстов Алексей Степанович
Хлобыстов Алексей Степанович родился 23 февраля 1918 года в селе Захарово (ныне село Елино Захаровского района Рязанской области) в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы. В 1934 году, после смерти отца, переехал к сестре в город Москву. Поступил учеником электромонтёра на Карачаровский механический завод, затем работал электриком на опытном заводе Всесоюзного НИИ металлургического машиностроения. Одновременно учился в Ухтомском аэроклубе.
В Красной Армии с 1939 года. В 1941 году окончил 1-ю Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов имени А.Ф.Мясникова. Служил в 20-м истребительном авиационном полку.
На фронтах Великой Отечественной войны младший лейтенант А.С. Хлобыстов – с первого дня. Направлен в 153-й истребительный авиационный полк (5-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 23-й армии, Ленинградский фронт). Свой боевой счёт открыл 28 июня 1941 года, уничтожив пикирующий бомбардировщик Ju-87. С января 1942 года воевал в составе 147-го истребительного авиационного полка (с апреля 1942 – 20-й гвардейский истребительный авиационный полк) на Карельском фронте.
Командир звена 20-го гвардейского истребительного авиационного полка (1-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 14-й армии, Карельский фронт) гвардии лейтенант Хлобыстов Алексей Степанович совершил беспримерный подвиг в воздушном бою 8 апреля 1942 года в районе посёлка Рестикент Мурманской области. Тогда 6 советских истребителей отражали воздушный налёт 28-ми самолётов противника (в ходе боя к противнику прибыло подкрепление – ещё 8 истребителей). В этом бою А.С. Хлобыстов сбил 3 самолёта врага, один из которых – пулемётным огнем, а два других – таранными ударами (не имеющий аналогов подвиг). Несмотря на большие повреждения довёл израненный самолёт до аэродрома и произвёл благополучную посадку. К этому времени имел на боевом счету 266 боевых вылетов, в том числе 52 – в составе 20-го гвардейского авиаполка), провёл 16 воздушных боёв, сбил лично 4 и в группе – 6 самолётов врага.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1942 года гвардии лейтенанту Алексею Степановичу Хлобыстову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”.
В воздушном бою 14 мая 1942 года при отражении налёта немецкой авиации на Мурманск, гвардии лейтенант А.С. Хлобыстов тараном сбил бомбардировщик противника на горящем истребителе и покинул свой самолёт на парашюте. Был тяжело ранен. После выздоровления вернулся на фронт.
Погиб в боевом разведывательном вылете 13 декабря 1943 года, в 20 километрах от нынешнего города Заозерск Мурманской области.
Много десятилетий считался пропавшим без вести. В 2009 году поисковиками было найдено место падения самолета Хлобыстова и останки Героя. В 2013 году останки Героя с воинскими почестями похоронены на воинском кладбище посёлка Мурмаши Кольского района Мурманской области, рядом с могилами погибших в годы войны его однополчан. Именем Героя названы улицы в городе Мурманске и в Волгоградском районе города Москвы, морское рыболовное судно, школа в посёлке Килп-Ярве Кольского района Мурманской области, пионерские дружины. На улице его имени в городе Москве и на территории НИИ в Москве, где работал Хлобыстов, сооружёны бюсты Героя. В цехе Карачаровского механического завода и на здании Захаровской средней общеобразовательной школы №2 Захаровского района Рязанской области ( на родине Хлобыстова А.С. ) установлены мемориальные доски.
Шабалин Александр Осипович
Шабалин Александр Осипович родился в 1914 году в деревне Юдмозеро Онежского района Архангельской области. Окончил неполную среднюю школу в городе Онега. В 1930-1936 годах работал юнгой и матросом на рыболовных траулерах в городе Мурманске. В 1935 году окончил штурманские курсы при Мурманском морском техникуме, далее работал штурманом траулера Мурманского тралового флота.
В Военно-Морском Флоте с 1936 года. Окончил электромеханическую школу Учебного отряда Балтийского флота ( г.Кронштадт). Служил на торпедных катерах Балтийского и с 1938 года – Северного флотов. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов.
Младший лейтенант А.О. Шабалин в боях Великой Отечественной войны с августа 1941 года, командовал торпедными катерами «ТКА-12» и с 1942 года – «ТКА-13».
Командир торпедного катера «ТКА-12» (1-й отдельный дивизион торпедных катеров, Охрана водного района Главной базы Северного флота) капитан-лейтенант А.О.Шабалин к началу 1944 года выполнил 82 боевых похода, потопил подводную лодку, 4 транспорта и 2 сторожевых корабля противника, сбил 1 самолёт, высадил и снял с вражеского берега несколько разведгрупп.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитан-лейтенанту Шабалину Александру Осиповичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
С мая 1944 года – командир отряда торпедных катеров. Командир отряда катеров 1-го дивизиона торпедных катеров (бригада торпедных катеров, Северный флот) капитан-лейтенант А.О.Шабалин проявил высокое воинское мастерство и героизм в ходе Петсамо-Киркенесской наступательной операции. Он дважды прорывался во главе групп торпедных катеров в ночь на 13 октября 1944 года в порт Лиинахамари (Финляндия; ныне ‒ населённый пункт в Печенгском районе Мурманской области) и под шквальным огнём успешно высаживал десантников.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками капитан-лейтенант Шабалин Александр Осипович награждён второй медалью «Золотая Звезда».
За годы Великой Отечественной войны потопил 32 боевых корабля и транспорта противника с военными грузами и войсками.
После войны продолжал службу в ВМФ. С апреля 1945 года – командир отряда торпедных катеров Балтийского флота. В 1951 году окончил Каспийское высшее военно-морское училище, в 1955 году ‒ академические курсы офицерского состава при Военно-морской академии. Командир 164-й и 131-й бригад надводных кораблей на 8-м ВМФ и на 4-м ВМФ (Балтика). С 1957 года – заместитель начальника минно-торпедного факультета и начальник кафедры морской практики Военно-морского училища имени М.В.Фрунзе (Ленинград). С января 1968 года – заместитель начальника штаба по боевому управлению Северного флота. С августа 1969 года – заместитель начальника Военно-морского училища имени М.В.Фрунзе. С 1975 года контр-адмирал А.О.Шабалин ‒ в запасе.
Жил в городе Ленинград. Скончался 16 января 1982 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Ленинграде.
Награжден также: тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», другими медалями, именным кортиком.
Почётный гражданин городов Архангельск и Онега Архангельской области. Бронзовый бюст установлен в городе Онеге. Торпедный катер «ТКА-12» установлен на площади Мужества в городе Североморске.
Шабунин Иван Васильевич
Шабунин Иван Васильевич родился 6 ноября 1917 года в селе Макарове ныне Панинского района Воронежской области в крестьянской семье. Окончил 10 классов в городе Москве. Работал проходчиком в Метрострое. Как стахановец и передовик труда в 1940 году направлен на строительство Нива ГЭС-III в город Кандалакшу Мурманской области.
В Красную Армию призван в июне 1941 года Кандалакшским горвоенкоматом Мурманской области. В действующей армии Великой Отечественной войны с июня 1941 года, воевал в составе 95-го стрелкового полка. В оборонительных боях с гитлеровскими захватчиками на мурманском направлении был дважды ранен, награждён медалью «За боевые заслуги» и орденом Славы 3-й степени.
Командир отделения 95-го стрелкового полка (14-я стрелковая дивизия, 14-я армия, Карельский фронт) сержант Иван Шабунин особо отличился 15 октября 1944 года в ходе Петсамо-Киркинесской наступательной операции (7 октября – 1 ноября 1944 года), в боях за посёлок Петсамо (ныне посёлок городского типа Печенга Мурманской области). После захвата плацдарма на берегу Петсамского залива сержант Шабунин заменил выбывшего из строя командира взвода. К этому времени фашисты подтянули резервы и стали готовить контратаку. В этот критический момент боя, взявший на себя командование взводом Иван Шабунин, отдал приказ бойцам взвода окопаться и занять круговую оборону. Вскоре гитлеровцы перешли в контратаку. Подпустив их на близкое расстояние, взвод Шабунина отразил три контратаки противника. В рукопашной схватке бесстрашный сержант застрелил офицера и уничтожил гранатой пять вражеских солдат. Всего взвод истребил около сотни фашистов, а тридцать было взято в плен. Удержав плацдарм, взвод сержанта Шабунина В.И. обеспечил успешную переправу полка и в числе первых ворвался в Петсамо.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм сержанту Шабунину Ивану Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В бою 23 октября 1944 года на берегу Яр-фьорда (Норвегия) был тяжело ранен. Проходил лечение в госпитале в городе Москве после ампутации конечностей. В феврале 1945 года демобилизован из Красной Армии по инвалидности.
После войны И.В. Шабунин жил в городе Москве, работал в разное время на Метрострое – инспектором по кадрам, мастером, начальником цеха, слесарем. Скончался 29 января 1978 года. Похоронен в городе Долгопрудный Московской области на Южном кладбище.
Награждён также: орденом Славы 3-й степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», другими.
Шеин Павел Степанович
Шеин Павел Степанович родился 18 июня 1921 года в селе Подгорном Романовского района Саратовской области. Жил в городе Ессентуки. Учился в средней школе, занимался в местном аэроклубе.
С 1939 года – в Военно-Морском флоте. Окончил Военно-морское авиационное училище имени С.А. Леваневского в 1941 году (Николаев). Старший сержант П.С. Шеин участвовал в Великой Отечественной войне с августа 1941 года. Воевал в 118-м отдельном морском разведывательном авиационном полку Военно-воздушных сил Северного флота: воздушный стрелок-бомбардир, с июля 1943 – начальник аэрофотослужбы эскадрильи.
К сентябрю 1943 года штурман-радист самолёта-разведчика 28-й авиационной эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиационного полка Военно-воздушных сил Северного флота младший лейтенант Шеин Павел Степанович выполнил 105 боевых вылетов на разведку и бомбардировку войск и кораблей противника. Считался лучшим штурманом-разведчиком Северного флота, непревзойденным мастером аэрофотосъемки.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года младшему лейтенанту Шеину Павлу Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
К концу 1943 года выполнил 120 боевых вылетов. Тогда же был отозван с фронта и направлен на учёбу на Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ, окончил их в 1944 году. С июня 1944 года – штурман-испытатель. Погиб 16 мая 1945 года при исполнении служебных обязанностей. Похоронен в городе Баку (Республика Азербайджан).
Награждён также: четырьмя орденами Красного Знамени, медалями “За оборону Советского Заполярья”, “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”.
Бюст П.С. Шеина установлен на Аллее героев-авиаторов (малой), в посёлке Сафоново-1. Имя Героя носит улица в Ессентуках, где на здании школы № 1 установлена мемориальная доска.
Шипов Александр Павлович
Шипов Александр Павлович родился 8 февраля 1916 года в городе Москве в семье рабочего. В 1935 году окончил Московский техникум точной механики.
В Военно-Морском Флоте с августа 1935 года. В ноябре 1937 года окончил Военную школу морских лётчиков и летнабов имени И.В. Сталина в городе Ейске Краснодарского края. Оставлен в этой школе, служил лётчиком-инструктором, с августа 1941 года – командиром звена – инструктором эскадрильи переучивания, с февраля 1942 года – командиром отряда. В конце 1941 года вместе со школой эвакуировался из города Ейска в город Моздок. В июле 1942 года за нарушение воинской дисциплины снят с должности, в августе назначен с понижением пилотом 65-го авиационного полка специального назначения ВВС РККА. В марте 1943 года направлен на Северный флот, назначен командиром звена 20-го истребительного авиаполка.
Штурман 20-го истребительного авиаполка (14-я смешанная авиадивизия ВВС Северного флота) капитан Шипов А.П. к октябрю 1944 года совершил 68 боевых вылетов, в 21-м воздушном бою сбил 11 вражеских самолётов и 1 повредил.
Приказом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Шипову Александру Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”.
С ноября 1944 года – начальник штаба 78-го истребительного авиаполка ВВС Северного флота. С апреля 1945 года – вновь служил штурманом 20-го истребительного авиаполка Северного флота. С сентября 1945 года – штурман 26-го смешанного авиаполка ВВС Северного флота. С мая 1951 года – командир 1727-го истребительного авиаполка ВВС Черноморского флота. С апреля 1953 года командовал 4-й истребительной авиационной дивизией там же, в ноябре 1957 года убыл на учёбу. В ноябре 1959 года окончил Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил СССР с золотой медалью. С 1959 года – заместитель командующего ВВС Черноморского флота по боевой подготовке – начальник боевой подготовки ВВС флота. С января 1961 года – заместитель командующего авиацией и член Военного Совета ВВС Черноморского флота.
С марта 1964 года генерал-майор авиации А.П.Шипов – в запасе. Жил в городе Москве. Работал в научно-исследовательской организации. Умер 1 июня 1971 года. Похоронен на Введенском кладбище в городе Москве.
Награждён также: тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями “За боевые заслуги”, “За оборону Советского Заполярья”, другими. Бюст А.П.Шипова установлен на Аллее героев-авиаторов Северного флота в посёлке Сафоново.
Шкаруба Константин Федорович
Шкаруба Константин Федорович родился 6 апреля 1915 года в селе Михайло-Коцюбинское ныне посёлок городского типа Черниговского районаЧерниговской области в крестьянской семье.
Учился в Житомирском педагогическом институте, после первого курса призван в армию. В 1937 г. окончил 8-ю школу военных пилотов в Одессе. С сентября 1938 г. по ноябрь 1942г. Шкаруба служил на Тихоокеанском флоте, в трех авиаполках прошел путь от младшего летчика до заместителя командира эскадрильи. Возможно, служил бы он долго на дальневосточных рубежах, если бы не трагический случай. «За халатное отношение к выполнению летного задания, что привело к аварии самолета ДБ-3, отстранить от летной работы и направить в действующий флот с использованием в морской пехотекомандиром взвода»— гласил приказ от 4 ноября 1942.
Военный совет Северного флота, куда провинившийся офицер прибыл для искупления своей вины, принял иное решение: оставил Шкарубу в авиации рядовым летчиком.
А 2 февраля 1943 г. он уже был командиром звена первой эскадрильи 24-го минно-торпедного авиационного полка (с 31 мая 1943 г. — 9-й гвардейский полк), что произошло не без ходатайства товарищей. Шкаруба рвался в бой и вскоре проявил себя в сражениях с противником на море.
13февраля впервые в морском бою сбросил торпеду. 23 февраля в паре с В. П. Балашовым и 29 марта 1943 г. в паре Б. С. Громовым провел торпедные атаки по конвоям противника. Вначале апреля был награжден медалью «За боевые заслуги» и орденом Красного Знамени. 1 и 23 мая, 19 и 23 июня он участвовал в новых торпедных атаках близ норвежского побережья. Два вражеские судна были засчитаны Шкарубе как потопленные в группе. В конце августа 1943 г. в очередной торпедной атаке он был ранен, лечение затянулось, в боевой строй вернулся только в феврале 1944 г. Будучи уже опытным мастером боя, являясь заместителем командира эскадрильи, Шкаруба сам водил пары и группы торпедоносцев на выполнение боевых заданий 17 марта, 7 и 23 апреля, 25 и 26 мая. 8 раз он ставил мины на фарватерах военно-морских баз противника.
За отличную боевую работу, мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 г. гвардии капитану Шкарубе присвоено звание Героя Советского Союза.
За время боевых действий он совершил 73 боевых вылета, по данным штаба авиации флота потопил лично 3 транспорта, 2 транспорта в паре и несколько судов в групповых ударах.
Шкаруба покинул Заполярье в июле 1945 г., стал инструктором-летчиком в 4-м военно-морском авиационном училище. В 1947— 1949 гг. учился на Высших офицерских авиационных курсах. После учебы служить ему довелось недолго, в июле 1950 г. вышел в звании майора в отставку по болезни. Жил в городе Риге. Умер 14 марта 1954 года.
Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.
Бюст К. Ф. Шкарубы установлен на Аллее героев-авиаторов Северного флота в посёлке Сафоново .
В посёлке городского типа Михайло-Коцюбинское именем Героя названа улица, в начале которой установлена аннотационная доска; у памятного знака погибшим односельчанам установлена мемориальная доска Героям, уроженцам посёлка. Его имя увековечено на памятном знаке морякам-североморцам в городе Киеве. В селе Ковпыта Черниговского района Черниговской области на Аллее Героев установлен памятный стенд К. Ф. Шкарубе.
Щедрин Георгий Иванович
Щедрин Георгий Иванович родился 18 ноября (1 декабря) 1912 года в городе Туапсе Черноморской губернии Краснодарского края. Русский. В 1932 году окончил Херсонский морской техникум. Работал матросом, 4-м и 2-м помощником капитана судна Черноморского нефтеналивного флота.
В 1934 году Григорий Иванович был призван в ряды Военно-Морского Флота. Стажировался на Щ-301, был назначен старшим помощником командира подводной лодки Щ-114 Тихоокеанского флота, а затем через год – командиром Щ-110. Экипаж завоевал 6 флотских призов, а в 1939 году вышел на первое место на Тихоокеанском флоте и два года его удерживал.
В 1941 году капитан-лейтенант Щедрин был назначен командиром строящейся подводной лодки С-56.
В сентябре 1942 года она была перебазирована на Северный флот, совершила беспримерный в истории подводного плавания переход через 9 морей и 3 океана, оставив за кормой свыше 17 тысяч миль. Под командованием Григория Ивановича Щедрина лодка совершила 8 боевых походов, потопила 10 и повредила 4 вражеских корабля общим водоизмещением около 85 тысяч тонн. Семнадцать раз гитлеровцы широковещательно объявляли, что этой лодки больше не существует, но корабль продолжал сражаться, выходя победителем в самых безвыходных ситуациях. 31 марта 1944 лодку наградили орденом Красного Знамени, а 23 февраля 1945 присвоили звание гвардейской.
Щедрину Георгию Ивановичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После войны Щедрин Георгий Иванович продолжал службу на флоте в должности командира гвардейской Краснознамённой ПЛ «С-56». В марте 1946-ноябре 1947 – начальник штаба 2-й бригады подводных лодок 8-го ВМФ (на Балтике). В октябре 1948 года окончил Академические курсы офицерского состава при Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова, после чего до января 1950 года командовал 1-й бригадой подводных лодок Северного флота. В январе 1950-январе 1953 – командир военно-морской базы Свиноуйсьце (Польша) 4-го ВМФ на Балтийском море. В октябре 1954 года с золотой медалью окончил военно-морской факультет Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова. В ноябре 1954-сентябре 1959 гг командовал Камчатской военной флотилией. В 1959 году им основан Камчатский военно-исторический музей. В январе-декабре 1960 являлся начальником Управления, а в декабре 1960-ноябре 1969 – председателем постоянной комисии Государственной приёмки кораблей. С ноября 1969 года – главный редактор журнала «Морской сборник». Перу Григория Ивановича принадлежат такие известные книги, как «Подводники», «На борту С-6», «Под глубинными бомбами» и другие. С декабря 1973 года вице-адмирал Г.И.Щедрин – в отставке.
Жил в городе Москве. Продолжал работать в «Морском сборнике». Умер 7 января 1995 года. Похоронен на Химкинском кладбище в городе Москве
Награждён также: четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Нахимова 2-й степени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями, именным оружием.
Почётный гражданин городов Туапсе, Петропавловск-Камчатский, Херсон. Почётный курсант Херсонского мореходного училища. В городе Москве на доме, в котором жил Г.И.Щедрин, установлена мемориальная доска.